Начало 2009 года ознаменовалось для концерна Shell в России открытием первого в стране завода по производству сжиженного природного газа и вступлением в фазу промышленной реализации проекта "Сахалин-2". Независимо от состояния экономики концерн и далее намерен инвестировать в российские проекты. Комфортно ли работать иностранной компании в России, и почему из-за нового порядка компенсации нерезидентам за открытие стратегических месторождений страна может столкнуться с нехваткой инвестиций в геологоразведку, РИА Новости рассказал председатель Shell в РФ Крис Финлейсон.
- Каким стал минувший год для Shell в России? Какие перспективы компания видит для себя в текущем году? В общих чертах 2008 год для концерна Shell в глобальном масштабе был достаточно успешным. Мы получили хорошую прибыль, увеличили выплаты дивидендов нашим акционерам. Если говорить о работе концерна в России, то, наверное, самым ярким моментом для нас в прошлом году стали события, предопределившие запуск завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и начало эксплуатации проекта "Сахалин-2" в начале 2009 г. - С завода СПГ в текущем году сколько планируется экспортировать сжиженного газа? Первые партии уже отправлены на экспорт? - Мы уже отгрузили две партии СПГ, два танкера уже ушли, и возможно, что завтра-послезавтра будет отправлена и третья партия. Наша цель - до конца текущего года экспортировать 55 партий сжиженного газа. - Газ с других проектов не планируете сжижать на сахалинском заводе? - В настоящий момент наши усилия сосредоточены на том, чтобы вывести две существующие технологические линии по производству СПГ на их полную мощность с использованием газа, который мы добываем в рамках "Сахалина-2". Далее мы будем рассматривать возможность расширения производственных мощностей. Мы предпочитаем задействовать собственный газ, но если к нам придут и предложат газ для покупки, мы такую возможность рассмотрим. - Минэнерго в условиях экономического кризиса призывает операторов проектов, реализующихся в России на условиях СРП, снижать смету расходов, не сокращая при этом объем работ. Вы идете на встречу российским властям? - Бюджет "Сахалина-2" на текущий год утвержден. Нет расхождения во взглядах по данному вопросу между нами, Минэнерго и нашими партнерами. Все мы стремимся к тому, чтобы снизить расходы. Sakhalin Energy полностью пересмотрела планы текущей деятельности на 2009 год и соответствующие расходы в связи с ситуацией на рынке. Отмечу, что в рамках "Сахалина-2" не привлекались средства из госбюджета, все инвестиции приходят от акционеров. Одним из главных достижений Sakhalin Energy прошлого года было привлечение проектного финансирования на 5,3 миллиарда долларов. - Российские власти считают, что условия СРП-проектов - это подарок для их операторов по налоговым отчислениям и другим показателям. Вы согласны? - Мы выплатили в бюджеты в общей сложности около одного миллиарда долларов США в виде различных налоговых отчислений и роялти и это - в течение первой стадии проекта, то есть до начала активной производственной фазы. Нет сомнений, что условия СРП гораздо более благоприятны, нежели стандартный режим налогообложения в России, но они, наверное, и должны быть таковыми в силу долгосрочного характера инвестиций в проектах СРП. Это не только наше мнение, то же самое говорят и российские компании, в том числе "Газпром", который является основным акционером нашего проекта. Мы инвестируем в "Сахалин-2" на протяжении уже десяти лет, и за этот период акционеры не получали прибыли. Существуют достаточно развитые нефтегазовые районы, например в Западной Сибири, не требующие значительных усилий для разработки. В сложных территориях, например на шельфе или в Восточной Сибири, условия работы компаний с точки зрения компенсации инвесторам должны быть сходными с условиями СРП. Это не обязательно должны быть именно СРП: Shell важно, чтобы был четкий и прозрачный режим налогообложения, гарантированная прибыль от проектов, условия разработки должны оставаться неизменными на протяжении длительного времени. При этом, естественно, они должны быть благоприятны и для государства. Но хочу подчеркнуть, я не считаю, что к иностранным компаниям должны применяться какие-то специальные условия, все должны быть равны.Shell готова работать в России в партнерстве с госкомпаниями в качестве миноритарного акционера. Для нас это нормальная практика, так мы работаем во многих странах, доля акционерного участия для нас не является фундаментальным вопросом. - В "Сахалине-3" Shell было бы интересно таким образом участвовать? - "Сахалин-3" представляет для нас интерес, поскольку находится рядом с Лунским месторождением, которое мы разрабатываем в рамках "Сахалина-2". После того, как российское правительство предложит эти лицензии на нераспределенные участки "Сахалина-3"одной из госкомпаний , мы будем заинтересованы участвовать в данном проекте. Мы создали инфраструктуру в рамках "Сахалина-2" и считаем, что располагаем всеми условиями, чтобы удачно развивать и проект "Сахалин-3". Но, повторюсь, это должно быть решение российского правительства. Кроме этого, мы подписали с "Газпромом" так называемое соглашение о зоне взаимного интереса, которое предполагает совместную разработку различных блоков и участков в районе острова Сахалин. Shell также обсуждает возможность участия в проекте разработки месторождений на севере полуострова Ямал и реализации канала экспорта СПГ. Обсуждения по этому поводу с "Газпромом" продолжаются. - На каких условиях Shell могла бы войти в проект "Газпрома" по строительству Ямальского СПГ? - У Shell есть определенные преимущества, мы имеем лицензию на производство СПГ в России и могли бы быстро построить такое производство. Также мы являемся крупнейшим в мире оператором заводов СПГ и крупнейшим частным продавцом сжиженного газа. Вот три направления, в которых мы могли бы быть полезны в реализации проекта на Ямале. - На какой стадии обсуждения с "Газпромом"? - Они продолжаются. Такие проекты обычно рассчитаны на десятилетия, поэтому решения принимаются не быстро. - Интересен ли Shell Западно-Камчатский шельф? - Мы рассматриваем возможность участия на других участках российского шельфа, изучаем что-то самостоятельно, что-то совместно с нашими партнерами. Сказать что-то конкретное по поводу Западно-Камчатского шельфа я сейчас не могу. - Правительство утвердило постановление о выплате компенсаций иностранным компаниям за открытие в РФ стратегических месторождений. Как вы его находите? - Не думаю, что для иностранной компании будет являться привлекательным подход, при котором ее деятельность может ограничиться геологоразведкой. Нефтегазовые компании тратят много средств не только на сейсморазведку и бурение, но и на интеллектуальные ценности: это опыт сотрудников, их обучение, на эту статью расходов принятое постановление не распространяет компенсацию. Так что даже с учетом предусмотренных документом премиальных выплат такой подход для нас непривлекателен, он не способен заинтересовать иностранные компании проводить здесь геологоразведку. Для нас предпочтительным является вариант, при котором помимо геологоразведки мы могли бы еще участвовать в разработке открытых месторождений в качестве миноритарного акционера, в сотрудничестве с российскими госкомпаниями. - То есть для Shell не является привлекательным самостоятельное участие в аукционах по недрам на стадии геологоразведки? - Есть определенный риск. Проводишь геологоразведку, открываешь месторождение, а потом, возможно не будешь участвовать в его разработке. Это останавливает потенциальных инвесторов и в конце-концов может привести к тому, что в России будет недостаточно средств для инвестирования в геологоразведку. - Каким-то иным образом планируете расширять деятельность в России, может быть за счет сотрудничества с российскими компаниями, помимо "Газпрома"? - Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы расширять нашу деятельность на территории России, которая располагает крупнейшими в мире запасами газа и входит в пятерку по запасам нефти. - Обсуждается ли еще альянс с "Татнефтью" по разработке битумных месторождений? - В настоящий момент никаких переговоров с "Татнефтью" по этому вопросу не ведется. Мы в прошлом году завершили технические исследования на этот счет. С учетом падения мировых цен на нефть разработка запасов битума сейчас не представляет коммерческого интереса. Мы пришли к обоюдному решению этот проект не реализовывать. При этом с "Татнефтью" у нас длительный опыт сотрудничества и мы продолжаем поддерживать хорошие отношения. - Как идет реализация еще одного вашего проекта в России – разработка Салымской группы месторождений? Какой объем добычи запланирован на текущий год? - В этом году мы выйдем здесь на полку добычи, как и планировалось по проекту изначально. В январе этого года мы достигли рубежа в по добыче в 150 тысяч баррелей в сутки, думаю, что в этом году достигнем уровня в 160 тысяч баррелей, а после этого мы выйдем на полку по добыче на Салымских месторождениях. Салымский проект достаточно успешен. 95% задействованных в нем сотрудников – российские граждане, 80% присужденных контрактов у российских поставщиков, и, по-моему, он является прекрасным сочетанием западных технологий и российского опыта. - А не отражаются ли на нем сложности в делах бизнесмена Шалвы Чигиринского - вашего партнера по Салымскому проекту? - Самое главное, что СПД – проект самофинансирующийся, он не требует вложений акционеров. Мы, конечно, стараемся экономить расходы, но так, чтобы это не влияло на производственные работы. Могу только сказать, что проект идет хорошо и успешно развивается. - Как вы оцениваете долю Shell на российском рынке розничной торговли автомобильным топливом? Планируете увеличивать число АЗС в России? - В мире мы - крупнейший оператор, сеть АЗС под брендом Shell насчитывает в общей сложности более 45 тысяч станций. В России мы за последний год увеличили количество наших автозаправочных станций почти в два раза, и сейчас их 64, что в масштабах страны немного. При этом Shell является одним из самых узнаваемых брендов АЗС в Санкт-Петербурге и других городах Северо-Западного региона. До конца года мы планируем открыть несколько новых АЗС. - Где Shell закупает топливо для реализации на российских заправках? - У нас несколько поставщиков, это крупные российские компании, среди которых «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». Качество топлива является для нас приоритетом, поэтому во всей сети введена строгая система контроля качества. - Не рассматриваете возможность открытия собственных перерабатывающих мощностей в РФ? - В настоящее время у нас нет таких планов. - Shell разрабатывает топливо для спортивных автомобилей. Экономический кризис, затронувший в том числе ведущие мировые автоконцерны, отразился на проектах в области автомотоспорта, в которых участвует компания? - Наше техническое партнерство с Ferrari в гонках «Формула-1» длится уже 60 лет, и вместе мы выиграли 150 гонок. Кризис не повлиял на наши проекты, и сезон 2009 года уже начался. Все достижения на трассе мы применяем в разработке продуктов для обычных автомобилей. В марте мы представили в России топливо Shell V-Power, специально разработанное в рамках партнерства с Ferrari. - Экономический кризис как-то отразился на работе российского представительства Shell? Персонал сокращаете? - Говоря о сокращении персонала, хочу отметить то, что в России наши сотрудники не являются напрямую нашими, они работают в рамках совместных предприятий – СПД, либо Sakhalin Energy. Количество сотрудников непосредственно Shell, работающих в Москве, небольшое. В рамках Салымского проекта мы пересматриваем контракты, но не планируем сокращать персонал. Что касается "Сахалина-2", то здесь будет сокращение рабочей силы, но это вызвано не кризисом, а завершением этапа строительства, проект уже вступил в производственную фазу. Сокращения в основном коснутся иностранных сотрудников, у которых закончился срок работы в России. Мы планируем осуществлять инвестиции на всех циклах развития экономики – будет ли ее спад, либо подъем. При этом для нас важна экономия средств, оптимизация расходов в текущей ситуации.
|