Как стало известно, вопреки анонсам вице-премьера Игоря Сечина, из иностранных нефтекомпаний предложение о совместной работе на шельфе от “Роснефти” получила только итальянская ENI. С ней уже идут переговоры об участии в разработке вала Шатского на Черном море. Впрочем, получившие те же предложения частные российские нефтекомпании пока не торопятся соглашаться на условия “Роснефти”, пишет “Коммерсантъ”.
Вице-премьер Игорь Сечин доложил премьеру Владимиру Путину о выполнении его поручения о “рассмотрении возможности привлечения нефтегазовых компаний для участия в реализации проектов на континентальном шельфе”. Чиновник сообщает, что ЛУКОЙЛу, ТНК-ВР, “Сургутнефтегазу”, “Башнефти” и ENI направлены предложения об участии совместно с “Роснефтью” в целом ряде проектов. В письме указывается, что условия привлечения частных компаний идентичны тем, на которых уже работает ExxonMobil.
При этом в документе приводятся данные Минэнерго по запасам ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, “Башнефти” и “Сургутнефтегаза”, которые, по мнению вице-премьера, свидетельствуют о том, что “в настоящее время российские компании значительным образом обеспечены необходимой ресурсной базой”. Поэтому Игорь Сечин просит Владимира Путина “снять с контроля поручение о привлечении российских нефтегазовых компаний для участия в реализации проектов на шельфе”. Представитель премьера Дмитрий Песков подтвердил, что “возможность компаний участвовать в разработке шельфе обеспечена”.
Об условиях, на которых компаниям будет обеспечена возможность совместных проектов с “Роснефтью”, уже сообщалось. В частности, они могут получить в СП 33,4%, должны взять на себя 100% работ по геологическому изучению и разведке, то есть “на условиях риска”, которые предполагают возможность возврата выручки только в случае обнаружения запасов, выплатить госкомпании бонус в $0,25 с барреля при обнаружении коммерческих запасов и т. д.
Предполагалось, что соответствующее предложение получат не только частные российские нефтекомпании, которые обратились с соответствующей просьбой к премьеру. 16 апреля Игорь Сечин говорил “Интерфаксу”, что письма отправлены еще и иностранным компаниям. “Мы отправили их всем, ждем, кому интересно, кто первый придет”,— заявлял вице-премьер. Впрочем, по данным источников, ни несостоявшийся партнер “Роснефти” ВР, ни вышедший из совместного с ней проекта Chevron, ни Total, ни Shell подобных предложений не получали. Официально в компаниях ситуацию не комментируют.
Зато на прошлой неделе стало известно о том, что ЛУКОЙЛ подтвердил “готовность рассмотреть и согласовать в возможно короткие сроки конкретный перечень проектов для совместной деятельности, их технико-экономические параметры и пакет документов, необходимый для начала их реализации в рамках совместного предприятия с учетом изложенных “Роснефтью” предложений”.
Почему именно ENI удостоилась чести попасть наравне с российскими нефтяниками в число потенциальных партнеров, в самой итальянской компании не комментируют. Но, по словам источников, знакомых с ситуацией, она продолжает переговоры с “Роснефтью” о вхождении в проект по разработке вала Шатского и договоренности могут быть формализированы уже в ближайшее время. Впрочем, собеседники в правительстве говорят, что переговоры о совместных проектах ведутся и с другими компаниями, среди которых “ряд китайских и европейских, например, Statoil”.
ENI уже стала традиционным партнером для российских госкомпаний, прежде всего группы “Газпром”, говорит аналитик “ИФД-Капитала” Виталий Крюков. Возможно, именно поэтому она может получить доступ к нефтяным проектам на шельфе одной из первых, отмечает эксперт. При этом, по мнению Виталия Крюкова, список партнеров “Роснефти” будет широким: госкомпании нужны прежде всего технологии и готовность к большим инвестициям, поэтому предложения будут сделаны и другим мировым лидерам отрасли.
|