НОВАТЭК продал трейдеру “Газпрома” 3 млн тонн СПГ со своего строящегося завода “Ямал СПГ”. Теперь компания законтрактовала более 90% всех будущих объемов. Это позволит “Ямалу СПГ” начать привлечение проектного финансирования и, возможно, успеть с выходом на премиальный рынок АТР к 2017 году. Для “Газпрома” сделка также выгодна, поскольку значительно увеличивает портфель СПГ и принесет дополнительные доходы от трейдерского бизнеса, пишет “Коммерсантъ”.
Маркетинговая структура “Газпрома” Gazprom Marketing & Trading (GM&T) подписала с трейдинговой компанией “Ямала СПГ” — Yamal Trade — базовые условия покупки 3 млн тонн СПГ в год. Твердый контракт может быть подписан в ближайшее время. Соглашение рассчитано более чем на 20 лет, СПГ продается с нефтяной привязкой на условиях FOB в бельгийском терминале Зеeбрюгге. В начале апреля “Ямал СПГ” подписал с бельгийской Fluxys соглашение о перевалке СПГ в этом терминале с газовозов ледового класса на обычные СПГ-танкеры.
“Ямал СПГ” — проект СПГ-завода на базе Южно-Тамбейского месторождения (запасы по PRMS — 907 млрд кубометров). Предусмотрено три линии по 5,5 млн тонн СПГ в год, выход на проектную мощность — 2018 год. Акционеры — НОВАТЭК (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%).
Ранее “Ямал СПГ” договорился о продаже СПГ испанской Gas Natural (2,5 млн тонн), CNPC (3 млн тонн), Total (4 млн тонн) и Novatek Gas & Power (2,86 млн тонн). C учетом заключения контракта с “Газпромом” на данный момент распределено более 90% СПГ с проекта общей мощностью 16,5 млн тонн с год. Это позволяет “Ямалу СПГ” открыть проектное финансирование. Запуск первой очереди планируется на 2017 год, и акционеры “Ямал СПГ” спешат выйти на премиальный азиатский рынок до 2020 года, когда туда придут поставщики из США и Африки.
Контракт с “Газпромом” во многом решает для “Ямала СПГ” логистические проблемы, связанные с необходимостью поставлять как минимум половину СПГ по западному маршруту в Европу, а затем перегружать его. Срок поставки в Китай по Северному морскому пути, возможной только пять месяцев в году, занимает 18 дней, тогда как маршрут вокруг Евразии — 32 дня. Если бы “Ямал СПГ” решил самостоятельно поставлять газ в Азию вокруг Европы, ему пришлось бы дополнительно инвестировать в строительство обычных газовозов (по словам источников на рынке, такой вариант обсуждался). “Компания решила пожертвовать возможностью получения дополнительной маржи в пользу скорейшего запуска проекта”,— говорит один из собеседников, добавляя, что, хотя СПГ продается в Европе, нефтяная привязка дает проекту хорошую окупаемость.
“Газпрому”, который стремится укрепить свои позиции на мировом рынке СПГ, этот контракт позволит значительно повысить гибкость и увеличить возможности GM&T по проведению торговых операций, говорит глава подразделения СПГ в ICIS Heren Роман Казьмин. За счет этих объемов можно “закрыть” контракт с индийской GAIL на 2,5 млн тонн, при этом остается еще 0,5 млн тонн для получения дополнительной маржи на спотовом рынке. С точки зрения логистики GM&T будет удобно поставлять газ на рынки Бразилии, Аргентины или Турции, что в ряде случаев может оказаться выгоднее, чем поставка в АТР, поскольку не потребуется платить за проход Суэцкого канала, отмечает господин Казьмин. Кроме того, у GM&T высвобождается предназначенный для Индии 1 млн тонн с “Сахалина-2″, и этот объем можно направить для покрытия ценовых пиков в Японии или Тайване.
|